Еще совсем недавно президент Украины, сославшись на помощь господню, пообещал до конца года стране и Нацбанку, в первую очередь, что обвала курса валюты не будет, а зотолотовалютные резервы вырастут до 40 миллиардов долларов. Банковская система даже какое-то время поработала стабильно и динамику роста показала. Долго ли коротко ли, но обещание свое, как и большинство предвыборных, Виктор Федорович подзабыл. И система дала сбой.
За последнее время золотовалютные резервы НБУ снизились больше чем на три миллиарда долларов. Сейчас их сумма оценивается всего в 35 миллиардов долларов. Такие «потери» на фоне нарастающих мировых волнений в экономике, не могут не вызывать вопросов. Что случилось с резервами, почему их сумма так резко и так быстро уменьшилась, кто виноват и что делать в случае, если в стране воцарит финансовая паника? За ответом мы обратились к ведущим украинским экспертам.
Колебания золотовалютных резервов Украины зависят от многих факторов, одним из главных, по мнению специалистов, является финансовое сотрудничество с МВФ, приток прямых инвестиций и приватизация. Однако на что могли «уйти» деньги из резервов Национального банка Украины?
Однозначного ответа на этот вопрос не дал ни один эксперт, опрошенные «Главкомом» в перекрестных комментариях:
Эрик Найман, финансовый аналитик:
— Я вижу две основные причины того, что происходит с золотовалютными резервами. Это снижение стоимости активов, которые находятся в портфеле Национального Банка Украины. Потому что сейчас очень большая часть валют, которые не долларовые, подешевели в среднем на 8-9 процентов. И это удешевление валют против доллара – рыночный фактор — привело к снижению валютных резервов на 2 миллиарда долларов примерно. Еще один миллиард – это физическое снижение валют: инвесторы, резиденты выводят их, плюс население покупало активно.
Валерий Геец, член совета НБУ:
— Выплачиваются соответствующие долговые обязательства, обслуживаются долги – раз, с учетом глобального кризиса нерезиденты выводят свои капиталы – два, определенно волнение проявляют внутренние резиденты, торговый баланс с дефицитом, текущий счет платежного баланса с дефицитом, импорт обслуживается… С каждой неделей прогнозы развития мировой экономики ухудшаются.
Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра:
— Жаль, что Нацбанк официально не сообщил, куда пошла эта валюта. Я могу только предположить, куда она могла пойти. У меня есть три варианта. Первый: часть валюты была использована на покупку природного газа в преддверии зимы. Второй: на выплату процента по внешним долгам и возврат внешних долгов. И третий: какая-то часть валюты ушла через международный банк на наличный рынок. Но так как нет официальной статистики, об этом можно только гадать. Я так понимаю, что это была вынужденная мера, потому что, если бы у нас притоковой валюты было достаточно, можно было бы все за ее счет перекрыть. А так притоков валюты не было, то нацбанк текущую потребность валюты закрыл из резервов.
Обвинений против политики Нацбанка и его главы Сергея Арбузова в исчезновении трех миллиардов из золотовалютных резервов никто не выставляет, проблемы нестабильности экономики большинство экспертов видят именно в несогласованности действий и планов Национального банка и правительства Украины.
Александр Сугоняко, президент Ассоциации Украинских Банков:
— Проблемы в экономической ситуации в стране, с резервами НБУ – бизнесовых влияний со стороны власти в этом нет. Просто у нас плохо планируют, предугадывают, не выполняют всех необходимых нюансов… Я не удивлюсь проблемам в казначействе при выплатах счетов. Хоть правительство и говорит, что все в порядке, но только на обслуживание государственного долга на протяжении году нужно порядка 56 миллиардов… А реальных доходы бюджета оставляют желать лучшего…
Александр Морозов, экс-председатель правления «Ощадбанка» :
— Так или иначе участившаяся информация, которая есть у граждан о второй волне кризиса, подталкивает их переводить по возможности свои сбережения из гривен в доллары. С такой тенденцией Нацбанк, например, вынужден бороться не самыми популярными методами – вводить правило показывать паспорта при покупке.
Политику Нацбанка могу оценить как достаточно профессиональную. Но дело в том, что он ограничен в своем инструментарии, и выходить из подобных ситуаций нужно комплексом мер и обязательно вместе с правительством. В какой мере на такую ситуацию в стране может влиять Нацбанк? У него только 20-25 процентов, остальны 75 – в руках у правительства. Вот власти последнее время активно обсуждают вопрос с зерном: вводить пошлины или не вводить. Это влияет на то, смогут ли заключаться экспортные контракты или нет. Опять поступление валюты на счета уже наших компаний. Чем больше население доверяет власти, не действиям Нацбанка, а именно власти, тем надежнее местная валюта. Янукович пообещал, что в конце года резервы будут составлять 40 миллиардов. Причем, цифрами он ее не обосновал. Откуда он взял эту информацию? У меня нет таких источников.
Что меня не вполне устраивает, так это то, что правительство и президент живут в неких таких параллельных системах координат. В чем это выражается? Прежде всего, в том, что правительство подало бюджет. Я ожидал, что это будет бюджет реформ, которые декларировал президент. Я надеялся, что расходы так и будут классифицированы: бюджет на реформу в строительстве, в аграрном секторе, на земельную. Ответственные люди и конкретный план мероприятий, подтвержденный цифрами. Потому что ни одна реформа бесплатной не бывает. Пока в первом чтении этого бюджета ничего подобного мы не наблюдаем.
Проект нового бюджета в контексте проблемы стабильности и прироста золотовалютных резервов НБУ рассматривает и специалист по вопросам маркетинга и банковского дела, человек-«медиум» при Викторе Ющенко Олег Рыбачук:
— Самое важное еще, что принимается новый бюджет. А это не бюджет какого-то там оздоровления, это бюджет откровенного лоббирования крупного бизнеса, который тоже не очень-то улучшает финансовую дисциплину. Очень плохой показатель у нас это все растущее растраты на содержание правительства, президента. Это кричащая нелогичность, потому что во всем мире, когда хотят, чтобы население не паниковало, вело себя соответствующе, власти сами демонстрируют сокращение расходов на свое содержание. А мы только потом узнаем, что у нас самый дорогой в мире президент.
Вопрос финансовой паники в Украине еще не «горит», но и такой вариант вполне возможен. Даже несмотря на то, что в Минфине сообщили, что Кабмин до конца года планирует получить два транша от МВФ по полтора миллиарда каждый, которые и пойдут в валютные резервы.
Александр Морозов:
— Граждане уже создают финансовую панику. Это их реакция на участившуюся информацию СМИ о второй волне кризиса. Еще у всех свежо в памяти, что было, когда была первая волна, как изменился курс. У людей естественная реакция защитить свои сбережения от снижения курса. Способствует такому ажиотажу и информация с мировых рынков. Украина она, к сожалению, не является системообразующей для мировых экономик, для американского доллара, европейской ситуации. Очень тревожные сигналы с мировых рынков — и их местные эксперты, и украинские здесь это озвучивают. Украинские эксперты, анализируя ситуацию в Италии, Испании, Греции, предполагают, что может быть, если европейцы не смогут справиться, чем это чревато для Украины.
Александр Сугоняко:
— Ажиотаж могут вызывать некоторые шаги власти. Я имею ввиду то же введение паспортов при обмене валют. И то, какой была ошибочной информационная политика, что касается выплат в сентябре.
Александр Охрименко:
— У нас есть украинская национальная традиция не доверять национальной валюте. В принципе, любые заявления эту традицию поменять не могут. Как результат, люди на эмоциях стараются купить валюту. Традиции есть традиции.
Олег Рыбачук:
— Когда уходят деньги из резерва – это первый сигнал того, что валютная политика пытается идти против общего течения. Вот Нацбанк попытался ограничить спрос на валюту, особенно физических лиц, когда ввел требование предъявлять паспорт, и очень гордится тем, что значительно меньше население начало покупать валюту. Мне кажется, что основные ресурсы Нацбанка, многие направлены сейчас на то, чтобы Украина выполняла и накапливала достаточно валюты для погашения внешних обязательств. Какое-то время у Минфина действительно не было достаточно резервов для того, чтобы погасить облигации внутреннего займа. Все это сигналы того, что ситуация в стране нестабильная. А если добавить то, что наша экономика глобально уже интегрирована в мировую независимо от подписания соглашения, то любые пертурбации на европейском рынке, в частности евро, очень больно бьют по Украине. Население нервничает, и успокоить его заявлениями премьера или главы нацбанка уже невозможно. Янукович дает обещания, то про малый бизнес, то про золотовалютные резервы. Но суд же постановил, что обещаний он выполнять не обязан.
Вот сейчас у нас сейчас задержка миссии валютного фонда, и, причем, она как-то неопределенно задержалась. Это сигнал тревоги, на который Нацбанк должен реагировать
Но он не может быть одним игроком, потому что Нацбанк выполняет свою функцию в тесной связке с правительством. Если бы правительство демонстрировало здоровую бюджетную политику, Нацбанку было бы легче. А так… МВФ – это основной индикатор, если он откладывает миссию – в стране не все благополучно. Это плохой сигнал в стране.
Екатерина Пешко
Обсуждение
К сожалению, комментарии закрыты.
К сожалению, комментарии закрыты.