Глава Нацбанка делает вид, что не знает, что такое реальный курс гривни. Зачем ей это?
Выступление главы НБУ Валерии Гонтаревой в парламенте, как и предполагалось, было оформлено как шоу. На котором не прозвучали самые острые вопросы к деятельности центробанка.
Хотя госпожа Гонтарева на вряд ли смогла бы дать на них честные ответы. Вот, как например, на вопрос депутатов о курсе.
Отвечая на него, госпожа Гонтарева сообщила, что курс, по которому сейчас покупается валюта на «черном» рынке, это «нереальный курс».
Что, по сути, – ложь.
Кому как не ей – инвестиционному банкиру, – знать, что реальный курс это тот, по которому совершаются сделки на рынке.
Если доллары по 19-20 грн. кто-то покупает – это и есть реальный курс.
А не тот, который дилеры Нацбанка «малюют» по результатам «индикативных» продаж 3 млн. долларов на аукционах. На которых, ходят слухи, везет только тем банкам, которые знают куда отнести 8% от желаемой суммы покупки.
Но следует ли думать, что несчастные 8% и есть смысл «троекурсия» (официальный, межбанковский и «черного» рынка), которое поддерживает Нацбанк?
Наверное, нет. Хотя 8% от 3 млн. долларов в неделю – для нынешней команды «реформаторов» наверняка очень желанная сумма.
30% разницы между рисованным (в НБУ его называют официальным) и реальным (в НБУ его называют нереальным) курсами доллара – следствие преддефолтного состояния экономики. И попытка сохранить власть.
Уровень валового долга сектора госуправления на 1 октября 2014 года (последние данные официальной статистики) составляет 34,75 млрд. долл.
По официальному курсу это 549 млрд. грн. (49,1% ВВП за аналогичный период)
По реальному курсу это 678 млрд. грн. (60,7% ВВП).
Рисованным курсом Нацбанк прячет разницу в объемах валютного госдолга в размере 129 млрд. грн. (11,6% ВВП).
А значит, прячет дефицит бюджета, который должен считаться исходя из размеров средств, необходимых, в том числе, и на выплату внешних долгов.
По данным премьер-министра Арсения Яценюка, правительству в 2015 году нужно погасить 11 млрд. долл. внешних займов.
По официальному курсу это 172,7 млрд. грн.
По реальному – 214 млрд. грн. (это пока курс еще 19,5 грн./$)
Разница – почти 42 млрд. грн. – дополнительный дефицит бюджета, который и пытается спрятать НБУ.
Прежде всего, от МВФ, который потребует сократить государственные расходы на вышеуказанную сумму (а мы ведь догадываемся, что под нож пойдут не схемы «Народного фронта» на таможне, а зарплаты и пенсии).
Махинация с уровнем госдолга и дефицита ВВП необходима правительству и НБУ чтобы получить кредит МВФ, который должен удержать или отодвинуть дефолт государства.
Цель – благая. Но ничего хорошего для населения не несущая.
Реальную валюту для возврата долгов МВФ украинцы будут покупать по реальному курсу. Ведь цена любого импортного товара, с которого мы платим НДС, считается коммерсантами по реальному курсу.
А значит, спрятанные Нацбанком дополнительные 42 миллиарда гривен все равно тем или иным способом вынут из наших карманов.
Поэтому главный вопрос, который должны были бы задать Гонтаревой (и Яценюку, и Порошенко) депутаты должен звучать так: а не лучше ли объявить дефолт уже сегодня, и не набирать новые долги, рассказывая басни про «нереальный» курс?
Потому что новые кредиты – это всего лишь отсрочка краха экономики.
И плата за удержание у власти профнепригодных чиновников, за управленческие ошибки и воровство которых нам с каждым днем приходиться платить все больше и больше.
Олександр Дубинський, креативний продюсер департаменту журналістських розслідувань «1+1», редактор програми «ГРОШІ»
Обсуждение
К сожалению, комментарии закрыты.
К сожалению, комментарии закрыты.