- БАНК ИСК - http://bankisk.info -

В Нацбанке работают враги Украины или непрофессионалы?

Gontareva-Valerya3 [1]

 

 

Уверен, сегодня такой вопрос задают большинство украинцев.

Знаю почти всех топ-менеджеров Нацбанка лично и считаю, что они творят то что творят не со зла, а от неполного понимания экономики. А если все-таки действуют сознательно, то это станет рано или поздно известно и народ или прокуратура с них спросит по полной. Но они это тоже знают, поэтому опять же — вряд ли это сознательный геноцид украинской экономики.

Итак, глубочайшее заблуждение топов НБУ, что рынок сам собой найдет справедливый курс. Наверняка им в этом заблуждении «помогают» ученые из МВФ.

Объясняю для тех, кто не в курсе. Экономика — это сплав математики и психологии. Если анализировать экономику чистыми математическими мозгами, даже самыми лучшими в мире, то в результате на выходе будут идеализированные прогнозы. Совершенно оторванные от реалий. И потому более вредные, чем если бы ничего не анализировать и не прогнозировать.

На самом деле экономические решения принимают не программы и роботы, а люди. Именно поэтому все большие экономические кризисы и большинство проблем в бизнесе порождены человеческими эмоциями, которые и помогает понять психология.

Посмотрим на события на валютном рынке Украины.

Сначала НБУ своими запретами в попытках удержать стабильность валютного курса разрушил привычный валютный рынок. Банки, экспортеры, импортеры и население сформировали привычку жить в условиях хронического дефицита валюты и нестабильности курса, решая задачи купли-продажи валюты вне правил Нацбанка.

Непоследовательность политики НБУ — то курс держат, потом отпускают, опять держат и снова отпускают — многократно усилила эмоции субъектов валютного рынка. А так как с каждой итерацией гривна скачкообразно девальвирует, то возникли устойчивые девальвационные ожидания и недоверие к НБУ.

Что же мы имеем в итоге. Спрос на валюту хоть и незначительный, но всегда есть — бензин, медикаменты и т.п. товары первой необходимости и неэластичного спроса нужно покупать. А продавцы валюты, экспортеры в первую очередь, валюту не спешат продавать. Смысл продавать, если доллар только дорожает, Нацбанк самоустранился, а денег МВФ так и не поступило.

Вот и выходит заколдованный круг — гривна девальвирует, экспортеры ждут, гривна опять девальвирует, экспортеры ждут дальше. Курсового предела рынок конечно же когда-нибудь достигнет. Вернее беспредела. Например, когда цены на бензин взлетят в небеса и народ перестанет его покупать. Встанет автомобильный транспорт. В аптеках исчезнут импортные лекарства, да и украинские тоже (те, которые производятся с использованием импортного сырья), а с полок магазинов пропадут импортные товары. Какой это может быть курс? – 50, 100, 200 гривен за доллар? – никто не знает и не может знать.

Какая при этом будет инфляция? А что будет с экономикой, зарплатами, безработицей, налогами, бюджетом, оплатой коммунальных услуг? Думаю, вам объяснять не нужно – все будет очень и очень печально. Попытка бороться в таких условиях с высокой инфляцией повышением учетной ставки НБУ – это уже совершенное безумие, которое окончательно вымоет оборотные средства из бизнеса и ликвидность из банковской системы. И крах экономики Украины станет неизбежным.

Отдельно по подоходному налогу с депозитных доходов. Его появление было оправданным. Но ставка налога в 21,5% (включая военный сбор 1,5%) является деструктивной. В первую очередь она бьет по гривневым депозитам, так как сужает процентную разницу между гривневыми и валютными депозитами в пользу последних. Я бы сделал ставку подоходного налога на гривневые депозиты вдвое меньше, чем на валютные депозиты, то есть на уровне 10%. Иначе какой интерес вкладчику сегодня нести деньги в банк на гривневый депозит. Тем более, что реальная его доходность намного ниже инфляции – подоходный налог отнимает у вкладчика порядка 4% годовых, и оставляет на его руках в среднем 15%, а инфляция к лету наверняка превысит 40%.

Но приток даже валютных депозитов не удается стимулировать – политика по выводу с рынка слабых банков и ограничения на снятие валюты удерживают людей от того чтобы принести свои доллары в украинские банки. Тем временем, сегодня в Украине по пальцам можно сосчитать реально сильные банки. И далеко не всегда вина в слабости лежит на самих банков – Майдан и политический кризис, Крым, Донбасс, непоследовательная политика НБУ, девальвация гривны, скачок инфляции – все это провоцирует бегство вкладчиков – с февраля 2014 года по февраль 2015 года физлица из банков вынесли 24% гривневых и 42% валютных депозитов! А кредиты такими темпами забрать из экономики физически невозможно. В 2008 году банки попытались это сделать и получили вал проблемных кредитов и судебных споров, а также вывод активов и другое некорректное поведение должников.

Сейчас по сути НБУ и власти назначили банки главными ответственными за происходящее в стране, а через них страдают и депозитные вкладчики. Как раз те, кто поверил властям и оставил свои гривны и валюту в банковской системе, а теперь еще и платит немалые налоги. То есть наказана была «белая» экономика, а кто вывел деньги в «тень», тот сейчас в «шоколаде».

В Белоруссии троекратная девальвация рубля не обрушила банковскую систему и экономику благодаря госгарантии на все депозитные вклады. Люди сняли депозиты в белорусских рублях, поменяли их на доллары и опять положили депозиты, теперь уже в инвалюте. Поверьте, такая госгарантия гораздо дешевле, чем финансирование ФГВФЛ без надежды государства вернуть из него деньги.

Инфляция – отдельный больной вопрос. Девальвация привела к всплеску инфляции. А впереди повышение коммунальных тарифов и цен на газ для населения. Поэтому пик инфляции будет во втором полугодии. А инфляция – это самый неумолимый и несправедливый налог. Через инфляцию страдают в большей степени бедные люди. Кстати, девальвация российского рубля была призвана решить аналогичную задачу – наполнить госбюджет за счет населения.

Вы повышаете цены на газ. И это, конечно же, правильно. Но где реформа НАК «Нафтогаза Украины».

Вы повышаете коммунальные тарифы. Но где демонополизация ЖКХ, энергоснабжения и газоснабжения.

Вы повышаете налоги. Но почему не сокращаете государственные расходы.

Вот и выходит, что даже перед лицом величайшей за всю современную историю Украины угрозы чиновники решили выжить, сохранить свои привилегии нахождения у бюджетного корыта за счет бедных и богатых украинцев, бизнесменов и пенсионеров. Чиновники — самая настоящая пятая колонна и враг Украины. Именно против беззаконной и безграничной власти чиновников поднялись и восстали люди на Майдане год назад. Янукович, его семья и близкие стали символами этого беспредела чиновников.

Итак, НБУ конечно же нужно было отпускать курс. Но в 2011 году. Когда доверие к гривне, самому Нацбанку и в целом к властям было на достаточно высоком уровне. Сейчас же, в условиях АТО и тотального недоверия, одна маленькая ошибка – не учет в своих действиях психологических факторов и попытка отдать курс гривны и экономику на откуп рыночным силам ведет к разрушению и без того ослабленной экономики Украины.

Я не претендую на знание единственно верного решения. Да и не будет сейчас уже легких решений. Уж слишком глубоко запущена проблема.

Если говорить о валютном рынке то, на мой взгляд, самое важное сейчас стимулировать экономическими методами экспортеров ежедневно продавать определенную часть экспортной выручки. Также НБУ должен проверять все свои решения исходя из задачи укрепления экономики как главного .условия снижения инфляции и нормализации валютного курса.

Что касается чиновников, то их власть можно и нужно ограничить, сузить до сервисных (слуги народа), а не решательных («решалы»).

Во-первых, обеспечить полную прозрачность всех расходов госбюджета, местных бюджетов, бюджетных учреждений, госкомпаний и госбанков, кроме гостайны, но и ее нужно сократить. Сейчас интернет есть везде, простая программа пишется в течение пары дней, а потом по ходу дела дорабатывается. Главное – обеспечить открытый доступ к этой информации и общественный контроль за госрасходами всех уровней.

Во-вторых, существенно сузить разрешительную систему госчиновников и заменить ее на уведомительную. Появление любой разрешительной процедуры должно быть сначала доказано.


Эрик Найман, БанкИск [2]